Frequently Asked Questions (Часто
Задаваемые Вопросы)по звуковым картам
Sound Blaster AWE
Создан: 22.11.97
Последняя модификация: 29.07.98
Автор: Евгений Музыченко (Eugene Muzychenko)
2:5000/14@FidoNet, music@spider.nrcde.ru
Copyright (C) 1996-97, Eugene V. Muzychenko
Все права в отношении данного текста
принадлежат автору. При воспроиз-
ведении текста или его части
сохранение Copyright обязательно. Коммер-
ческое использование допускается
только с письменного разрешения авто-
ра.
При наличии изменений с момента
последней публикации они отмечаются
знаком ">-".
- Какие звуковые карты называются Sound
Blaster?
Так называются только карты
производства Creative - фирмы, состоящей
из основной - Creative Labs, и
научно-исследовательской - Creative
Technology. Sound Blaster - одна из торговых марок
Creative. Для всех
остальных карт используется
обозначение "Sound Blaster Compatible" -
"Совместимая с SB". Везде, где речь
идет о Sound Blaster, должна под-
разумеваться только продукция Creative,
иначе используется обозначение
Sound Card.
- Что обозначает аббревиатура AWE?
Advanced Wave Effects (передовые волновые
эффекты) - технологию синте-
за звука, используемую в
таблично-волновом синтезаторе EMU8000. Аббре-
виатурой AWE принято обозначать группу
карт, в состав которых входит
EMU8000 - в виде отдельной микросхемы или
интегрированный в общую мик-
росхему, однако AWE32 или AWE64 - часть
обозначения конкретной серии
карт, имеющих общее название "Sound Blaster
AWE32", "Sound Blaster
AWE64". Например, карта SB 32 PnP версии 3670,
содержащая интегриро-
ванный с системой управления EMU8000, на
микросхеме которого написано
"AWE", не является картой AWE32 или AWE64,
а имеет собственное обозна-
чение - "Sound Blaster 32 PnP".
В группу AWE входит три серии карт: SB AWE32,
SB 32 и SB AWE64.
Цифры в названиях AWE32 и SB 32 происходят
от количества голосов син-
тезатора EMU8000; цифра в названии AWE64
происходит от добавления к
ним еще 32 голосов программного
синтезатора WaveSynth/WaveGuide, кото-
рый представляет собой эмулятор,
работающий через цифровой тракт кар-
ты. Аппаратных голосов в AWE64 по-прежнему
32. Все карты группы AWE -
16-разрядные, с интерфейсом ISA.
- Какие существуют основные
разновидности AWE-карт?
SB AWE32 - первая модель карты этого типа.
Содержит ОЗУ на 512 кб,
разъемы для установки SIMM, разъем для
дочерней платы и сигнальный
процессор CSP (Creative Sound Processor), называемый
также ASP, облег-
чающий сжатие звука и распознавание
речи.
SB AWE32 Value - упрощенный и удешевленный
вариант AWE32. Не имеет
CSP, разъемов для SIMM и дочерней платы.
SB 32 - модель, выпущенная вместо Value. Не
имеет CSP, ОЗУ и разъема
для дочерней платы, однако имеет
разъемы для SIMM.
SB AWE64 Gold - обновленная модель AWE32.
Содержит ОЗУ на 4 Мб, расши-
ряемое специальными модулями памяти,
качественные 18-разрядный ЦАП и
усилитель. Не имеет разъема для
дочерней платы и IDE-интерфейса.
SB AWE64 Value - удешевленный вариант AWE64 Gold.
Содержит ОЗУ на 512
кб, обычные ЦАП и усилитель. Разъема для
дочерней платы также не име-
ет. Все модели, кроме CT4380, не имеют
IDE-интерфейса.
Каждая карта Creative Labs выпускаются в
нескольких модификациях, от-
раженных в коде модели (CTxxxx), нанесенном
краской на саму плату:
CT2760 - AWE32, интерфейс MultiCD, микросхемы
1741/1745.
CT3900 - AWE32, интерфейсы IDE и Panasonic,
микросхемы 1741/1745.
Субъективно - лучшая модель в серии AWE32.
CT3910 - AWE32 Value, интерфейс IDE, микросхемы
1741/1745.
CT3990 - AWE32 PnP, интерфейс IDE, микросхемы
1741/1745.
CT3930 - SB 32, первый вариант (не PnP), на
микросхеме Vibra16 (2501).
Партии выпуска весны-лета 1995 могут
иметь дефект - громкие раскатис-
тые щелчки в канале EMU8000.
CT3600 - SB 32 PnP, на микросхеме 2502.
Субъективно считается лучшей
по звучанию в серии SB 32.
CT3620 - SB 32 PnP, на классическом наборе
микросхем 1741/1745.
CT3670 - SB 32 PnP, разработанный на основе AWE64
(микросхемы
8903/1745T).
CT4380, CT4381 - AWE64 до переименования в Value
(микросхемы
8903/1745T).
CT4390 - AWE64 Gold, первый вариант (микросхема
8903).
CT4500, CT4501 - AWE64 Value, первый вариант
(микросхемы 8903/1745T).
CT4520 - AWE64 Value, второй вариант (микросхема
8920).
Во всех версиях карт установлено одно и
то же ПЗУ с базовым набором
самплов (General MIDI) объемом 1 Мб.
- Каковы структура и возможности
синтезатора EMU8000?
Микросхема EMU8000 разработана фирмой E-mu
Systems, впоследствии во-
шедшей в состав Creative, и применяется
также в популярной модульной
рабочей станции E-mu Emulator 4x.
EMU8000 представляет собой
специализированный DSP, имеющий 32 вирту-
альных звуковых канала (голоса). Каждый
канал состоит из генератора
звука, выбирающего отсчеты самплов из
ПЗУ или ОЗУ, двух 6-стадийных
генераторов огибающей (delay, attack, hold, decay,
sustain, release),
двух генераторов низкой частоты (LFO),
управляемого резонансного филь-
тра и блока эффектов reverb/chorus. Для
модуляции сигнала по амплитуде
могут использоваться LFO1 и Env2, по
частоте - Env1 и оба LFO, для уп-
равления частотой среза фильтра - Env1 и
LFO1. Тип эффекта (reverb,
chorus, delay) устанавливается общим для
всех, глубина каждого из эф-
фектов устанавливается отдельно для
каждого голоса.
В EMU8000 используется адресное
пространство 16-разрядных слов общим
объемом 32 Мб; первые 4 Мб
зарезервированы для ПЗУ, поэтому ОЗУ может
иметь объем не более 28 Мб. В памяти
хранятся монофонические 16-раз-
рядные самплы в формате Intel (младшие
байты имеют меньший адрес).
Для каждого сампла задан основной тон -
высота, на которой он звучит
при дискретизации с частотой 44.1 кГц.
Если сампл записан на этой же
частоте - его основной тон совпадает с
естественной высотой, в против-
ном случае основной тон задается ниже
или выше собственной высоты,
позволяя использовать самплы с большей
или меньшей частотой дискрети-
зации.
Генератор звука последовательно
считывает отсчеты сампла из ПЗУ или
ОЗУ с фиксированной скоростью 44100
отсчета в секунду. Для воспроизве-
дения самплов на высоте, отличной от
основного тона, изменяется шаг
выборки с применением 4-точечной
интерполяции для вычисления промежу-
точных значений отсчетов.
Шестистадийные генераторы Env работают
следующим образом (параметр
Sustain имеет размерность уровня,
остальные - времени):
- после старта ноты на протяжении
стадии Delay значение равно нулю;
- в стадии Attack значение возрастает до
максимума;
- в стадии Hold значение не изменяется;
- в стадии Decay значение спадает до
уровня Sustain;
- до момента отпускания ноты значение
сохраняет уровень Sustain;
- с момента отпускания - в стадии Release -
значение спадает до нуля.
Генераторы LFO выдают синусоидальный
выходной сигнал. Работа каждого
генератора начинается с момента старта
ноты, с возможной задержкой от
момента старта.
Все виды модуляции могут быть
реализованы одновременно - Env1/Env2 и
LFO1/LFO2 работают независимо друг от
друга, и для каждого из них мо-
гут быть заданы независимые
коэффициенты воздействия на частоту и ам-
плитуду сигнала, а также на частоту
среза фильтра.
Физически 32 канала, как и в других
микросхемах этого типа, реализова-
ны попросту в виде наборов данных,
описывающих состояния генераторов и
фильтров, которые последовательно
обрабатываются DSP. За один период
вывода звука (1/44100 с) процессор
последовательно обрабатывает все
каналы с помощью необходимых
математических операций и формирует для
каждого голоса очередное цифровое
значение амплитуды.
Полученные в каждом такте выходные
отсчеты всех 32 каналов суммируются
и подаются на выходной ЦАП. Для
снижения вероятности переполнения вы-
ходного сумматора самплы в ОЗУ/ПЗУ
перед загрузкой должны быть обрабо-
таны эквалайзером с ослаблением частот
3..4 кГц; в стандартном ком-
плекте программного обеспечения под
Windows эти функции выполняет AWE
Manager (aweman.dll). Цифровой эквалайзер EMU8000
выполняет обратное
преобразование.
- Какие модули памяти устанавливаются в
карты AWE?
В AWE32 и SB 32 устанавливаются пары
одинаковых 30-контактных SIMM
объемом 256 кб, 1, 4 или 16 Мб каждый, со
временем выборки не более 70
нс (модели выпуска до 1995 года допускают
80 нс). Некоторые модели не-
явно поддерживают SIMM объемом по 512 кб и 2
Мб. В AWE64 устанавлива-
ются специальные модули памяти Creative.
При установке памяти в AWE32 необходимо
переставить перемычку DRAM_EN,
которая находится возле разъемов SIMM -
эта перемычка переключает
встроенную микросхему объемом 512 кб и
дополнительные SIMM; вместе их
использовать невозможно. В AWE64 Gold объем
устанавливаемых модулей
добавляется к внутреннему
4-мегабайтному ОЗУ.
Поскольку объем ОЗУ EMU8000 не может
превышать 28 Мб - при установке
32 Мб последние четыре из них не
используются. Модули меньшего объема
используются полностью.
Владимиром Барчуковым из Москвы
разработаны переходники для установки
вместо 30-контактных SIMM и специальных
модулей более распространенных
72-контактных SIMM (FPM/EDO) объемом до 32 Мб:
2:5020/47.202@FidoNet
micron@orc.ru
www.orc.ru/~micron
Игорем Ивановым из Твери разработана
альтернативная схема переходника,
найти которую можно по адресу:
ftp://spider.nrcde.ru/pub/sound/awe/docs/awe_sch.zip. Там же в
файле
awe_pcb.zip находится разводка печатной
платы, разработанная Alex
Kokaiko (Ужгород).
- Для чего нужен выход S/PDIF?
Это выход звука в цифровом виде с
эквалайзера EMU8000 (в AWE64 Gold -
также с общего цифрового канала) - в
20-разрядном (для AWE64 Gold) или
18-разрядном (для остальных моделей)
формате на частоте 44.1 кГц, ко-
торый можно подать на вход внешнего ЦАП
или усилителя со входом
S/PDIF, получив более качественный звук с
WT-синтезатора. На картах
AWE32 с этого выхода снимается также
сигнал FM-синтезатора.
В большинстве моделей AWE выход сделан в
виде двухконтактного внутрен-
него разъема с амплитудой ТТЛ (5 В). В AWE64
Gold амплитуда сигнала
приведена к стандарту (0.5 В) и в комплект
включена дополнительная
планка с разъемом типа RCA.
При наличии ТТЛ-выхода его можно
нагрузить на инфракрасный или красный
светодиод (например, АЛ307БМ, АЛ336) через
токоограничительный резис-
тор порядка 300 Ом, получив таким образом
излучатель, вставляемый в
оптический цифровой вход бытовой или
студийной аппаратуры.
В последних моделях SB 32 и AWE64 внутренний
разъем S/PDIF не впаян,
однако есть разводка для него; в
некоторых моделях его нет вообще.
- Что такое SoundFont?
Архитектура и формат банков
загружаемых инструментов для EMU8000. Раз-
личаются две разновидности:
SoundFont 1: Три уровня - Sample, Layer и Instrument. Sample -
сампл с
собственной частотой дискретизации,
основным тоном и точками зацикли-
вания; Layer (слой) - сампл,
воспроизводимый в заданном диапазоне нот,
с собственными установками
модуляторов (Env/LFO, высота/амплиту-
да/фильтр) Instrument - совокупность слоев,
которые могут как стыко-
ваться по высоте нот, так и
перекрываться для одной ноты. При запуске
звучания ноты запускаются все слои,
относящиеся к данной ноте - каждый
на своем голосе, с собственными
параметрами звучания и модуляции. Уро-
вень Instrument непосредственно
"виден" по MIDI в виде номеров прог-
рамм, или патчей. Тип файла - SBK.
SoundFont 2: Уровень Sample остался без
изменения, уровням Layer и
Instrument соответствуют Instrument и Preset, для
которых введен до-
полнительный уровень Zone - совокупность
самплов (для Instrument) или
инструментов (для Preset) в пределах
диапазона нот или скоростей уда-
ра, с индивидуальными характеристиками
звучания и модуляции для каждо-
го сампла. Соответственно, Instrument
состоит из набора зон с сампла-
ми, а Preset - из набора зон с
инструментами; плюс каждый из наборов
зон может содержать глобальную зону,
определяющую параметры по умолча-
нию для остальных зон. При задании
параметров для уровня, уже имеющего
подобный параметр, возможна как замена
параметра нижнего уровня, так и
его относительное изменение. Тип файла
- SF2.
В SoundFont используются монофонические
16-разрядные самплы с частотой
дискретизации 44.1 кГц. Однако с целью
экономии памяти в банк могут
включаться самплы с более низкими
частотами дискретизации, принуди-
тельно описанные как 44.1, с последующим
заданием более высокого ос-
новного тона.
Каждый файл SoundFont может содержать
определения одного или более
банков инструментов, использующих как
собственные самплы, так и РАСЧЁТЫ
на стандартные самплы из ПЗУ.
Для создания и редактирования банков
SoundFont служит программа Vienna
SoundFont Studio: версии 1.x - для SoundFont 1 и 2.x - для
обеих вер-
сий SoundFont, а также программа EsBeeKay - для
SoundFont 1.
- Как загружаются банки SoundFont?
Загрузка банков SounFont выполняется при
помощи AWE Control Panel из
стандартного комплекта программ, либо
программ AWE Piano, AWEPC,
EsBeeKay и других, работающих с интерфейсом
AWE Manager. В память
EMU8000 загружаются только сами самплы -
все остальные параметры заг-
ружаются в системную память драйвера. В
случае использования только
самплов из ПЗУ банк не занимает места в
памяти EMU8000, и может загру-
жаться даже в карты без ОЗУ (SB 32).
Драйвер AWE32 различает два вида банков:
основной, или банк синтезато-
ра (Synthesizer Bank) и дополнительные, или
пользовательские банки
(User Banks). Это отвечает системе банков,
принятой в MIDI: основной
банк имеет номер 0 и всегда должен быть
загружен - он используется по
умолчанию, когда банк явно не указан;
дополнительные банки имеют номе-
ра 1..127 и могут загружаться в любой
момент, до фактического исполь-
зования. Для каждого загружаемого
дополнительного банка нужно указать
номер, под которым он будет
использоваться, и SBK/SF2-файл. При после-
дующих запусках Windows эти банки будут
загружаться автоматически, по-
ка не будут очищены.
Чтобы подключить новый банк в качестве
основного, нужно установить его
в закладке "Synth" AWE Control Panel,
желательно - в режиме "User
Synth".
- Как использовать банки SoundFont в
MIDI-файлах?
Разместить в файле MIDI-команды смены
банка и тембра (Bank/Patch
Change). Драйвер AWE использует для смены
банка только контроллер 0
(опция Controller 0 only в Cakewalk).
Перед проигрыванием MIDI-файла нужно
загрузить используемые им банки
любым доступным способом, соблюдая
соответствие номеров загружаемых и
используемых в файле банков.
Cakewalk с версии 6.01 поддерживает
закрепление за WRK-файлами для AWE
банков SoundFont, которые автоматически
загружаются в нужные банки
синтезатора при открытии WRK-файла (меню
File -> SoundFonts).
- Как преобразовать банки других
синтезаторов в SoundFont?
Это можно сделать с помощью программ
Convert, AWave, EsBeeKay и нес-
кольких менее известных, однако после
преобразования может понадобить-
ся ручное редактирование банка,
поскольку из-за различий в архитекту-
рах синтезаторов точное
преобразование в общем случае невозможно.
- Возможно ли в AWE кэширование
инструментов, как в GUS?
Стандартный драйвер этого не
поддерживает. Существуют программы, поз-
воляющие выборочно загружать
инструменты из банков: AWEVBank - общего
назначения, реализующая идею
"виртуального банка", содержащего только
РАСЧЁТЫ на инструменты в реальных
банках, и AWEPC, самостоятельно про-
игрывающая MIDI-файл, предварительно
загрузив в память нужные инстру-
менты. Сделать полную поддержку
кэширования можно только доработкой
драйвера или созданием драйвера более
высокого уровня.
- Как работает MIDI-синтезатор AWE?
В AWE используется программная
интерпретация MIDI-сообщений. Сообщения
получает драйвер, расшифровывает их и
управляет работой EMU8000 для
достижения нужного эффекта. Например,
при получении сообщения Note On
драйвер запускает по одному генератору
EMU8000 на каждый слой ноты,
при Note Off - отключает все генераторы
этой ноты, по сообщению Pitch
Bend - перестраивает частоту генераторов,
и т.п. Программная интерпре-
тация MIDI позволяет сделать
MIDI-синтезатор достаточно гибким, однако
затрудняет реализацию некоторых видов
управления в реальном времени.
- Как переадресовать вывод в MPU-401 на
синтезатор EMU8000?
При работе под DOS для этого служит
перемычка MFBEN (MIDI FeedBack
ENable - разрешение перехвата
MIDI-сообщений). Кроме этого, нужно ре-
зидентно (с ключом /EM) загрузить
MIDI-интерпретатор AWEUTIL, который
будет перехватывать сообщения,
выводимые во внешний MIDI-порт (которые
в норме направляются на внешний
MIDI-интерфейс и разъем для дочерней
платы), и отрабатывать их на
синтезаторе EMU8000; при этом сообщения
уже не будут проходить ни на внешний
выход, ни на дочернюю плату.
Под Windows 95 перехватом сообщений из
DOS-сеансов занимается вирту-
альный драйвер (VxD), которому
безразлично положение перемычки MFBEN.
Перехват управляется через AWE Control Panel
-> Device -> Allow
MPU-401 Emulation. Этот пункт относится только
к выводу в MPU-401 из
DOS-сеансов, и никак не влияет на вывод
стандартными средствами
Windows.
- Как управлять синтезом в EMU8000 по MIDI?
Для этого служат NRPN (Non Registered Parameter Number -
незарегистри-
рованные номера параметров),
передаваемые по MIDI при помощи контрол-
леров 99, 98, 6 и 38:
99 (NRPN MSB) - 127
98 (NRPN LSB) - номер параметра
6 (Data Entry MSB) - старшая часть значения
параметра
38 (Data Entry LSB) - младшая часть значения
параметра
Значение параметра может быть в
пределах от -8192 до 8191; старшая и
младшая части вычисляются следующим
образом:
MSB = (V + 8192) / 128 (целое частное)
LSB = (V + 8192) % 128 (целый остаток)
Иначе говоря, старшая и младшая части
представляют собой семь старших
и семь младших разрядов значения,
увеличенного на 8192. Для значений в
диапазоне 0..127 старшая часть равна 64, а
младшая - самому значению.
При изменении значения параметра
достаточно передать только те кон-
троллеры, значения которых отличаются
от предыдущей посылки. Например,
для начальной установки параметра 8
нужно передать все четыре контрол-
лера; для его последующего изменения
достаточно передавать только кон-
троллер 38, пока не потребуется изменить
другой параметр. Контроллер
99 достаточно передать один раз в начале
работы.
Параметры делятся на установочные и
управляющие. Установочные действу-
ют только на ноты, взятые после
установки параметра, а управляющие - и
на звучащие ноты. Управляющие
параметры называются также параметрами
реального времени.
Ниже для каждого из параметров
приведены его смысл, тип, диапазон и
единица изменения параметра.
Параметр 0 - задержка между стартом ноты
и началом работы LFO1, уста-
новочный. Диапазон - 0..5900, единица - 4 мс
(0..22 с).
Параметр 1 - частота LFO1, управляющий.
Диапазон - 0..127, единица -
0.084 Гц (0..10.72 Гц).
Параметр 2 - задержка между стартом ноты
и началом работы LFO2, уста-
новочный. Диапазон - 0..5900, единица - 4 мс
(0..22 с).
Параметр 3 - частота LFO2, управляющий.
Диапазон - 0..127, единица -
0.084 Гц (0..10.72 Гц).
Параметр 4 - длительность стадии Delay Env1,
установочный. Диапазон -
0..5900, единица - 4 мс (0..22 с).
Параметр 5 - длительность стадии Attack Env1,
установочный. Диапазон -
0..5940, единица - 1 мс (0..5.9 с).
Параметр 6 - длительность стадии Hold Env1,
установочный. Диапазон -
0..8191, единица - 1 мс (0..8 с).
Параметр 7 - длительность стадии Decay Env1,
установочный. Диапазон -
0..5940, единица - 4 мс (0.023..23.7 с).
Параметр 8 - уровень Sustain Env1,
установочный. Диапазон - 0..127,
единица - 0.75dB.
Параметр 9 - длительность стадии Release Env1,
установочный. Диапазон
- 0..5940, единица - 4 мс (0.023..23.7 с).
Параметр 10 - длительность стадии Delay Env2,
установочный. Диапазон -
0..5900, единица - 4 мс (0..22 с).
Параметр 11 - длительность стадии Attack Env2,
установочный. Диапазон
- 0..5940, единица - 1 мс (0..5.9 с).
Параметр 12 - длительность стадии Hold Env2,
установочный. Диапазон -
0..8191, единица - 1 мс (0..8 с).
Параметр 13 - длительность стадии Decay Env2,
установочный. Диапазон -
0..5940, единица - 4 мс (0.023..23.7 с).
Параметр 14 - уровень Sustain Env2,
установочный. Диапазон - 0..127,
единица - 0.75dB.
Параметр 15 - длительность стадии Release
Env2, установочный. Диапазон
- 0..5940, единица - 4 мс (0.023..23.7 с).
Параметр 16 - смещение по высоте,
управляющий. Диапазон - -8192..8191,
единица - 1 цент.
Параметр 17 - коэффициент воздействия LFO1
на частоту, управляющий.
Диапазон - -127..127, единица - 9.375 цента.
Знак показывает направле-
ние изменения частоты при старте LFO.
Параметр 18 - коэффициент воздействия LFO2
на частоту, управляющий.
Диапазон - -127..127, единица - 9.375 цента.
Знак показывает направле-
ние изменения частоты при старте LFO.
Параметр 19 - коэффициент воздействия Env1
на частоту, установочный.
Диапазон - -127..127, Единица - 9.375 цента.
Знак показывает направле-
ние изменения частоты при старте Env.
Параметр 20 - коэффициент воздействия LFO1
на амплитуду, управляющий.
Диапазон - 0..127, единица - 0.1875 дБ.
Значения 0..63 вызывают поло-
жительную модуляцию (рост амплитуды с
момента старта LFO), с макси-
мальной глубиной при 63; значения до 64..127
- отрицательную, с макси-
мальной глубиной при 64.
Параметр 21 - частота среза фильтра,
управляющий. Диапазон - 0..127,
единица - 62 Гц (100..8000 Гц).
Параметр 22 - коэффициент резонанса
фильтра, установочный. Диапазон -
0..127, три младших разряда не
используются. Коэффициент задается че-
тырьмя старшими разрядами, из таблицы:
N НЧ НЧР ВЧ ВЧР КО
0 92 5 Нет 0 -0.0
1 93 6 8.5 0.5 -0.5
2 94 8 8.3 1 -1.2
3 95 10 8.2 2 -1.8
4 96 11 8.1 3 -2.5
5 97 13 8.0 4 -3.3
6 98 14 7.9 5 -4.1
7 99 16 7.8 6 -5.5
8 100 17 7.7 7 -6.0
9 100 19 7.5 9 -6.6
10 100 20 7.4 10 -7.2
11 100 22 7.3 11 -7.9
12 100 23 7.2 13 -8.5
13 100 25 7.1 15 -9.3
14 100 26 7.1 16 -10.1
15 100 28 7.0 18 -11.0
НЧ, ВЧ - нижняя и верхняя частоты
"колокола", Гц; НЧР, ВЧР - глубина
резонанса на нижней и верхней частоте,
дБ; КО - коэффициент ослабления
постоянной составляющей, дБ.
Параметр 23 - коэффициент воздействия LFO1
на частоту среза фильтра,
управляющий. Диапазон - 0..127, единица -
56.25 цента. Значения 0..63
вызывают положительную модуляцию (рост
частоты среза с момента старта
LFO), с максимальной глубиной при 63;
значения до 64..127 - отрица-
тельную, с максимальной глубиной при 64.
Параметр 24 - коэффициент воздействия Env1
на частоту среза фильтра,
установочный. Диапазон - -127..127, единица -
56.25 цента. Знак опре-
деляет направление изменения частоты
среза.
Параметр 25 - глубина хорового эффекта,
установочный. Диапазон -
0..255.
Параметр 26 - глубина реверберации,
установочный. Диапазон - 0..255.
При работе с банками SoundFont 2 некоторые
из этих параметров могут не
поддерживаться.
Тип эффектов reverb/chorus устанавливается
при помощи SysEx:
Reverb - F0 41 10 42 12 40 01 30 nn 00 F7
0 - Room 1
1 - Room 2
2 - Room 3
3 - Hall 1
4 - Hall 2 (стандартный)
5 - Plate
6 - Delay
7 - Panning delay
Chorus - F0 41 10 42 12 40 01 38 nn 00 F7
0 - Chorus 1
1 - Chorus 2
2 - Chorus 3 (стандартный)
3 - Chorus 4
4 - Feedback delay
5 - Flanger
6 - Short delay
7 - Short delay & feedback
- Можно ли получить в EMU8000 другие типы
эффектов?
В EMU8000 реализован микропрограммный
эффект-процессор с загружаемой
извне микропрограммой, официальной
документации на которую нет. От-
дельные поля программы управляют
работой цифрового эквалайзера
EMU8000, однако подъем/ослабление по НЧ и
ВЧ зависимы друг от друга и
не могут регулироваться раздельно.
Эмпирическим путем можно подобрать
новые режимы работы эффект-процессора
(программы AWEFX, AWE Piano).
- На что действуют эффекты EMU8000?
Только на звук, синтезируемый в нем
самом - обычно по MIDI-сообщениям.
В AWE32 два голоса EMU8000 были
зарезервированы для регенерации его
ОЗУ и попутно вводили в EMU8000 сигналы
левого и правого каналов
FM-синтезатора, на которые можно было
накладывать эффекты. В SB 32 и
AWE64 регенерация делается независимо, и
все 32 канала работают только
на синтез музыкальных звуков.
- Какова реализация MIDI в драйвере AWE?
Драйвер AWE работает в Mode 3 (Omni off, Poly).
Каналы 1..9 и 11..16 -
мелодические. 10 - ударный, изменение
раскладки возможно только заг-
рузкой банков. Поддерживаются
сообщения:
Note On/Note Off (нулевое значение Velocity в Note On
аналогично Note
Off);
Channel Aftertouch (управление глубиной
частотной модуляции от LFO1),
Key Aftertouch не поддерживается.
Pitch Bend, Program Change.
Контроллеры (значения по умолчанию):
0, 32 - смена банка (0, 0)
1 - глубина частотной модуляции от LFO1 (0)
6, 38 - ввод данных для RPN/NRPN (0, 0)
7 - общая громкость в канале (100)
10 - панорама (в некоторых версиях
драйвера - статическая) (64)
11 - выразительность (множитель к общей
громкости) (127)
64 - педаль Sustain (0)
91 - глубина реверберации (0)
93 - глубина хорового эффекта (0)
98 - младший байт NRPN (0)
99 - старший байт NRPN (0)
100 - младший байт RPN (0)
101 - старший байт RPN (0)
120 - сброс всех звуков канала
121 - сброс всех контроллеров канала
(вместе с RPN/NRPN)
123 - сброс всех нот канала
Поддерживается также RPN 0 -
чувствительность к сообщениям Pitch Bend:
101 (RPN MSB) = 0
100 (RPN LSB) = 0
6 (Data Entry MSB) = максимальное смещение в
полутонах
38 (Data Entry LSB) = 0
- Можно ли использовать EMU8000 для
проигрывания модулей?
Многие современные проигрыватели
модулей используют EMU8000, если на
карте установлено достаточное
количество памяти - например, Cubic
Player 1.6 и выше, Omega Player, AMP, AWEMP, AWEMod, AWEPlay;
они поз-
воляют также использовать
эффект-процессор EMU8000. Однако все эти
проигрыватели непосредственно
загружают самплы в ОЗУ синтезатора, не
делая предобработки эквалайзером,
поэтому при проигрывании цифровой
эквалайзер EMU значительно поднимает
частоты 3..4 кГц и звучание за-
метно искажается.
- Я поставил драйверы - почему у меня нет
AWE Control Panel?
Стандартный набор для AWE в Win95 содержит
только сами драйверы и DLL
поддержки; AWE Control Panel, Creative Mixer и прочее
обеспечение ус-
танавливается отдельно и обычно
поставляется в комплекте Retail-упако-
вок. С OEM-упаковками может поставляться
ограниченный набор программ,
либо только драйверы.
- Как регулировать Output Gain и т.п. под Win95?
Эти параметры регулируются только в
Creative Mixer, и находятся в сис-
темном меню его окна, вызываемом щелком
левой кнопки на иконке окна.
Если окно отображено без заголовка -
системное меню вызывается щелчком
правой кнопки на любом месте окна
микшера, свободном от органов управ-
ления.
Регулировка тембров и Input/Output Gain
доступна только картах на мик-
росхемах CT1745 и CT2502.
- Можно ли запустить WaveSynth на AWE32 или SB 32?
Сравнительно просто это можно сделать
только на PnP-картах - для этого
нужно после установки комплекта
обеспечения от AWE64 вручную заменить
в Win95 драйверы "Creative Sound Blaster 16 Plug and
Play" и "Creative
Advanced Wave Effect Synthesis" на такие же, но
"AWE64 ... (SB16/AWE32
Compatible), разрешив отображение полного
списка устройств и выбрав
последние из списка под маркой
"Creative". WS/WG рассчитан на работу
именно с этими драйверами (по PnP-коду
модели и названию в Registry,
поскольку в любом случае используется
один и тот же файл драйвера).
Для не-PnP карт проще установить
специальную версию WS/WG, рассчитан-
ную на пользователей карт прежних
выпусков.
- Как отключить IDE-контроллер на
PnP-карте?
Только путем перепрошивки EEPROM 93c66, в
котором хранится PnP-конфи-
гурация карты. Сделать это можно при
помощи пакета SB2AWE Юрия Вели-
ченко (2:4600/103) и Алексея Самсонова
(2:4600/103.333), в котором
приведены примеры прошивок от AWE64
(метод требует отпайки микросхемы
EEPROM). После перепрошивки карта будет
опознаваться как AWE64, что
позволит также напрямую установить WS/WG.
- Где найти информацию по AWE?
Базовая информация по картам Creative
приведена в Sound Card FAQ (рас-
пространяется в файле SNDHWFAQ.TXT, входящем
в пакет EMHWFAQS). Струк-
тура и функционирование MIDI описано в
MIDIDESC.TXT.
Собственный сайт Creative Labs - [ftp/www].creaf.com. В
подкаталогах
drivers и patches каталога /pub/creative можно найти
свежие версии
драйверов (в частности - SBW95UP).
Любительские сайты поддержки AWE проще
всего найти через поисковые
серверы (в первую очередь - Alta Vista) по
ключевым словам "AWE*",
"Home*" и т.п.
Первичное описание EMU8000 содержится в
пакете ADIP (AWE Developer's
Information Pack) версий 3.01 и выше. Также в этом
пакете описан ин-
терфейс AWE Manager и примеры программ,
работающих с ним:
ftp://ftp.cle.creaf.com/pub/creative/devinfo/adip.exe
Пример программирования AWE -
проигрыватель трекерных модулей Omega
Player, распространяемый с исходными
текстами:
ftp.cdrom.com/pub/demos/music/programs/players/omega060.zip
Прочие страницы, посвященные AWE:
EMU8000 Coding Secrets
http://frodo.hiof.no/~gislemm/tom/secrets.html
MAZ AWE32/64 Page
http://www.maz-sound.com/awe.html
Документация на SoundFont доступна на
ftp.creaf.com/emu/
Большое спасибо всем приславшим
ответы, рекомендации, замечания и со-
веты для этого FAQ.
Текст FAQ в альтернативной кодировке
доступен для FReq на
2:5000/14@FidoNet по имени AWEFAQ, текст FAQ по
звуковым картам -
SNDHWFAQ, текст описания MIDI-интерфейса на
русском языке в этой же
кодировке - по имени MIDIDESC. Полный пакет
FAQ и описаний доступен на
ftp://spider.nrcde.ru/pub/text/tech/emhwfaqs.zip и через
страницу FAQ
на http://spider.nrcde.ru. Пакет распространяется
также по FIDO
fileecho XHRDDOCS.
|