Способ намотки
тороидальных силовых трансформаторов.
Среди радиолюбителей большой
популярностью пользуются тороидальные трансформаторы, как наименее габаритные
и массивные. Но каждому радиолюбителю доставляет немало хлопот их намотка.
Кто-то использует для этого челноки, кто-то отдает сердечники для намотки
специалистам, я же обхожусь простым приспособлением в виде обода колеса от
велосипеда.
Способ прост и не требует
больших затрат, но позволяет за пару вечеров без особых проблем намотать
силовой трансформатор для “хорошего” усилителя. Для начала подготовьте
тороидальный сердечник к намотке. Для этого его обматывают одним - двумя
слоями киперной ленты и покрыв лаком или в крайнем случае клеем “Момент”,
просушивают. Таким же образом нужно делать изоляцию между обмотками. Вместо
киперной ленты можно применить фторопластовую ленту или в крайнем случае –
изоленту на матерчатой основе. Поливинилхлоридную изоленту применять не
следует, так как она легко плавится даже при небольшой
температуре.
Основу приспособления
составляет обычный обод от велосипедного колеса. Обод разрезается поперек и
продевается в подготовленный к намотке тороидальный сердечник. После этого
разрезанная часть обода аккуратно соединяется полоской металла и двумя
винтами. Для поддержки обода в стену вбивается :-) металлический штырь, таким
образом, чтобы обод проходил точно посредине тороидального
сердечника.
Приспособление готово и можно
рассчитать количество провода, необходимое для намотки обмотки. Прикиньте
периметр одного витка первичной обмотки. Для этого можно использовать отрезок
провода, которым обхватывают сердечник и затем измеряют его длину. Умножьте
получившуюся длину на количество витков первичной обмотки и на коэффициент
“запаса” 1,1 – 1,3. Вы получите длину провода, необходимого для намотки
первичной обмотки. Эту длину разделите на периметр обода колеса и вы получите
количество витков провода, которые необходимо намотать на обод.
Теперь можно наматывать на
обод провод. После намотки полезно закрепить провод на ободе с помощью
разрезанного резинового кольца( можно использовать кистевой резиновый
эспандер).
Теперь вращая обод, можно
наматывать обмотку на тороидальный сердечник. После каждого оборота
передвигайте резиновое кольцо вдоль обода и тогда провод не будет
запутываться. После намотки первичной обмотки снимите с обода остатки провода,
рассчитайте количество провода для намотки следующей обмотки и смело
продолжайте. Не забудьте на концы первичной обмотки одеть изоляционные трубки
перед тем как делать межобмоточную изоляцию. Намотав все обмотки, обмотайте
трансформатор киперной лентой и в несколько слоев покройте лаком.
Н.Филенко (UA9XBI)
Сайт создан в системе
uCoz